пятница, 3 августа 2012 г.

Закон органической целесообразности, или закон Аристотеля



1.  Чем глубже и разностороннее изучает наука живые формы, тем полнее раскрывается их целесо­образность, т. е. целенаправленный,    гармоничный, как бы разумный характер их организации,    инди­видуального развития и отношения с окружающей средой. Органическая целесообразность   раскрыва­ется в процессе познания биологической роли кон­кретных особенностей живых форм.
2.  Целесообразность присуща всем видам. Она выражается в тонком взаимном соответствии струк­тур и назначения биологических   объектов, в при­способленности живых форм к условиям жизни, в естественной целенаправленности особенностей ин­дивидуального развития,  в  приспособительном ха­рактере форм существования и поведения биологи­ческих видов.
3.  Органическая     целесообразность,      ставшая предметом  анализа  античной  науки  и служившая основанием  для  телеологических    и    религиозных истолкований живой природы, получила    материа­листическое объяснение в учении Дарвина о твор­ческой роли естественного отбора,   проявляющейся в  адаптивном  характере биологической  эволюции.
Такова современная формулировка тех обобщений, истоки которых восходят к Аристотелю, выдвинувшему представления о целевых причинах.
Изучение конкретных проявлений органической целе­сообразности одна из важнейших задач биологии. Выяс­нив, для чего служит та или иная особенность исследуе­мого биологического объекта, в чем биологическое зна­чение этой особенности, мы благодаря эволюционной теории Дарвина приближаемся к ответу на вопрос, по­чему и каким образом она возникла. Рассмотрим про­явления органической целесообразности на примерах, относящихся к различным областям биологии.
В области цитологии яркий, наглядный пример орга­нической целесообразности — деление клеток у расте­ний и животных. Механизмы эквационного (митоз) и ре­дукционного (мейоз) деления обусловливают постоянст­во числа хромосом в клетках данного вида растений или животных. Удвоение диплоидного набора в митозе обеспечивает сохранение постоянства числа хромосом в делящихся соматических клетках. Гаплоидизация хро­мосомного набора при образовании половых клеток и восстановление его при образовании зиготы в результа­те слияния половых клеток обеспечивают сохранение числа хромосом при половом размножении. Отклонения от нормы, приводящие к полиплоидизации клеток, т. е. к умножению числа хромосом против нормального, от­секаются стабилизирующим действием естественного от­бора или служат условием генетического обособления, изоляции полиплоидной формы с возможным превраще­нием ее в новый вид. При этом в действие вновь вступа­ют цитогенетические механизмы, обусловливающие со­хранение хромосомного набора, но уже на новом, поли­плоидном, уровне.
В процессе индивидуального развития многоклеточ­ного организма происходит образование клеток, тканей и органов различного функционального назначения. Со­ответствие этих структур их назначению, их взаимодей­ствие в процессе развития и функционирования организ­ма — характерные проявления органической целесооб­разности.
Обширную область примеров органической целесооб­разности представляют приспособления для размноже­ния и распространения живых форм. Назовем некоторые из них. Например, споры бактерий обладают высокой устойчивостью к неблагоприятным условиям среды. Цветковые растения приспособлены к перекрестному опылению, в частности с помощью насекомых. Плоды и семена ряда растений приспособлены к распространению с помощью животных. Половые инстинкты и инстинкты заботы о потомстве характерны для животных самого различного уровня организации (см. рис. 2 на обороте обложки). Строение икры и яиц обеспечивает развитие животных в соответствующей среде. Молочные железы обеспечивают полноценное питание потомства у млеко­питающих.
Характерную группу   приспособлений   представляютинстинкты насекомых, ведущих общественный образ жизни, таких, например, как пчелы, с их разделением функций между различными особями семьи. Здесь же следует напомнить о групповых формах поведения в стаях и семейных группах птиц и зверей.
Появление ряда приспособительных особенностей было связано с выходом растений и животных из вод­ной среды на сушу. Способность семенных растений, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих к размножению вне водной среды связана с глубокими морфофизиоло-гическими изменениями в организации. Здесь следует указать на формирование у растений таких органов, как цветок, семя, плод, а у животных — зародышевых обо­лочек, характерных для высших позвоночных, а также новых типов кожного покрова и теплокровности птиц и млекопитающих. Все это следует характеризовать ка,; проявления органической целесообразности, обеспечив­шие расцвет на Земле представителей высших групп животного и растительного мира.
Весьма показательный пример органической целесо­образности — защитная маскирующая окраска, распро­страненная среди многих беспозвоночных и всех классов позвоночных животных. Другие виды защитных приспо­соблений — устрашающая окраска и мимикрия, т. е. уподобление по внешнему виду ядовитым животным или несъедобным частям растений.
Наряду с пассивными средствами защиты в живот­ном мире распространены активные средства защиты о г хищников: клыки кабана, рога буйвола и т. п. У хищни­ков вся организация и инстинкты несут на себе черты приспособления к добыче пищи.
Борьба за существование в органическом мире, про­являющаяся в противодействии неблагоприятным факто­рам окружающей среды (биотическим и абиотическим), привела и к такому распространенному приспособлению, как соответствие коэффициента размножения степени ис-требляемости живых форм. Чем выше процент гибели особей данного вида, тем выше его коэффициент размно­жения.
В настоящее время совершенно очевидно, что адап­тации возникают в результате процесса биологической эволюции. При этом нетрудно прийти к выводу, что эво­люционная древность и длительность формирования раз­личных адаптации той или иной живой формы различны. Любой вид несет в себе наряду с очень древними адаптациями относительно новые, наряду с очень слож­ными, возникновение которых можно объяснить лишь весьма длительным эволюционным процессом, — срав­нительно простые, сформировавшиеся за более короткое время.
Органическая целесообразность при всем ее обще­биологическом значении относительна. Это выражается в том, что в любой популяции степень приспособленно­сти разных особей по конкретным адаптациям различ­на. Кроме того, при изменении условий отдельные при­способительные особенности прекращают быть таковы­ми, и эволюция может пойти в новом направлении. Осо­бенно ярко относительность целесообразности проявля­ется при массовом вымирании видов.
Закон органической целесообразности, как уже отме­чалось, неразрывно связан с законом естественного от­бора. Эта связь обусловлена тем, что органическая це­лесообразность представляет собой следствие естествен­ного отбора. В свою очередь, естественный отбор осу­ществляется благодаря относительности органической целесообразности, неоднородности популяции по степе­ни приспособленности ее особей и генетических линий к конкретным факторам среды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий