пятница, 3 августа 2012 г.

Закон естественного отбора, или закон Дарвина



1.  Состав  каждой  видовой популяции благода­ря процессу наследственной изменчивости генетиче­ски неоднороден. Эта неоднородность   может   про­явиться в неодинаковой приспособленности различ­ных особей и соответственно их   потомства к конк-. ретным условиям среды.
2.  В  условиях  борьбы за  существование  более приспособленные особи имеют больше шансов вы­жить и,  как правило, дают более многочисленное потомство. Благодаря этому из поколения в поко­ление приспособительные    наследственные измене­ния могут нарастать, а их носители все более доми­нировать среди особей популяции.
3.   Наследственность, изменчивость и  естествен­ный отбор, т. е. преимущественное сохранение в ря­ду поколений    более    приспособленных,    являются элементарными факторами биологической    эволюции. Естественный отбор определяет ее направлен­ный, адаптивный характер.
4. В меняющихся в пространстве и времени био­геоценозах под действием естественного отбора на­следственных изменений, усиленного географичес­кой, экологической и генетической изоляцией раз­личных популяций вида, происходит процесс их дивергенции (расхождения), приводящий к образо­ванию новых качественно обособленных видов. Но­вые виды могут дать начало новым родам, роды — семействам и т. д.
5 В относительно стабильных условиях естест­венный отбор проявляет стабилизирующий эффект, который выражается в закреплении и сохранении генетических особенностей популяции и в огражде­нии ее от неблагоприятных наследственных уклоне­ний. Стабилизирующий эффект естественного отбо­ра объясняет сохранение относительного постоянст­ва видов на протяжении длительных периодов вре­мени.
Факторы, обусловливающие биологическую эволю­цию, ее адаптивный характер и качественную обособлен­ность видов, а также таксонов более высокого ранга, были открыты Дарвином в значительной мере путем теоретического анализа механизма искусственного отбо­ра и экстраполяции полученных выводов на процессы, протекающие в дикой природе. Таким образом, искусст­венный отбор послужил Дарвину как бы моделью есте­ственного отбора.
При создании сортов культурных растений и пород домашних животных в основе направленного процесса формообразования лежат, как показал Дарвин, три фак­тора: наследственность, изменчивость и искусственный отбор, т. е. сохранение и воспроизведение особей и раз­новидностей, все более отвечающих целям человека. Под совокупным действием этих факторов образуются новые сорта и породы, различающиеся между собой в итоге ди­вергенции иногда даже более значительно, чем природ­ные виды. При этом характер новообразований, закреп­ляемых в поколениях под действием отбора, отвечает целям селекционера.
Помимо искусственного методического отбора, Дар­вин раскрыл форму искусственного бессознательного от­бора. Методический отбор составляет основу сознательной деятельности селекционера. В бессознательном от­боре проявляется неосознанная селекционная деятель­ность человека, оставляющего для воспроизведения луч­ших особей и лучшие разновидности. Бессознательный отбор действовал еще в период одомашнивания диких животных и окультуривания диких растений и продол­жался тысячелетия до появления методического отбора. Таким образом, человек издавна осуществлял селекци­онную деятельность, не сознавая ее эволюционных по­следствий.
Аналогом искусственного отбора в дикой природе яв­ляется естественный отбор, т. е. сохранение более при­способленных особей, их преобладание в воспроизведе­нии и умножении потомства. Предпосылку естествеиноги отбора, его селекционное начало Дарвин увидел в борь­бе за существование, с которой сталкиваются особи лю­бой популяции. Именно естественный отбор обеспечива­ет адаптивный характер эволюции, так как механизм его действия состоит в сохранении более приспособлен­ных. Что же касается двух других элементарных факто­ров эволюции — наследственности и изменчивости, то и они свойственны всем живым формам.
Указав на глубокую аналогию искусственного отбо­ра с процессами, неизбежно происходящими в дикой природе, Дарвин тем самым убедительно обосновал свою теорию происхождения видов путем естественного отбо­ра. Свои доказательства Дарвин подкрепил богатейшим фактическим материалом по изменчивости растений и животных. Кроме того, он провел обширные опыты, ка­сающиеся перекрестного опыления и самоопыления у растений, а также опыты с насекомоядными растениями. Эти исследования на примере конкретных приспособле­ний послужили дополнительным аргументом в пользу теории естественного отбора.
Не будет преувеличением утверждать, что учение Дарвина навсегда останется краеугольным камнем тео­ретической биологии, поскольку оно затрагивает практи­чески все ее основные разделы и дает системно-истори­ческую трактовку биологической формы движения мате­рии.
В ходе дальнейшего развития биологической науки были углублены представления Дарвина о механизме видообразования. Было установлено, что элементарный объект этого процесса — популяция, т. е. группа осо­бей одного вида. Выявлены особенности аллопатричес-кого и симпатрического видообразования, т. е. видообра­зования с географической изоляцией и без нее. Показа­на роль комбинационной, т. е. возникающей при гибри­дизации, изменчивости и полиплоидии в процессах видо­образования. Раскрыта природа наследственности и из­менчивости, развиты представления о генотипе и фено­типе, мутационной и модификационной изменчивости, доминантных и рецессивных признаках. В настоящее время все эти представления входят в арсенал эволюци­онной теории, детализируя ее аспекты, касающиеся на­следственности и изменчивости.
Большое значение для развития эволюционной тео­рии имели исследования, позволившие углубить пред­ставления об эволюции онтогенеза и тем самым преодо­леть возникшую после Дарвина ограниченность трактов­ки эволюционной роли изменчивости в узких рамках противопоставления одних ее форм другим, без учета изменения организма как целого.
Заканчивая раздел, посвященный биологической эво­люции, следует остановиться на вопросе о том, законо­мерен ли ее прогрессивный характер, вытекает ли он из сущности естественного отбора. Если иметь в виду био­логический (экологический) прогресс, то следует отме­тить, что он непосредственное следствие естественного отбора, соревнования за жизненное пространство, проис­ходящего в любых экосистемах. Морфофизиологический прогресс, усложнение организации живых форм в ходе эволюции — результат естественного отбора на фоне ус­ложнения биотических и абиотических условий среды, в которых Морфофизиологический прогресс дает особые преимущества. Таким образом, его причина — не отбор как таковой, а отбор, протекающий в определенных ус­ловиях.
Если возникновение таких условий было неизбежным в эволюции биосферы, то и Морфофизиологический про­гресс был неизбежен. Выход водных растений и живот­ных на сушу, смена влажного климата засушливым, го­рообразование, переход предков человека от древесного образа жизни к наземному, наступление и отступление ледников, формирование зон холодного и умеренного климата — все эти изменения были в истории Земли за-
кономерны. Следовательно, закономерны были и проте­кавшие под действием этих изменений биологические новообразования, в том числе и прогрессивные. Законо­мерным было и возникновение человека.
Представляется поэтому очевидным, что Морфофи­зиологический прогресс как основное направление исто­рического развития органических форм — закономерная особенность биологической эволюции на пути от возник­новения жизни до формирования человека, представляю­щего высший этап исторического развития живой при­роды.
Индивидуальное   развитие   организма
зучение индивидуального развития ор­ганизма — задача    эмбриологии, воз­растной физиологии,    биологии разви­тия, геронтологии. В настоящее время происходит     формирование      молеку­лярной биологии развития. Накоплен­ный в ней фактический материал слу­жит основанием для различных теоре­тических выводов. Однако    общебиологическая    теория индивидуального развития на уровне молекулярных за­кономерностей еще не сформулирована. Поэтому мы ог­раничимся общебиологическими законами индивидуаль­ного развития организма,    открытыми до    наступления эпохи молекулярных исследований.
В этом разделе представлен закон онтогенетического старения и обновления, или закон Кренке, трактующий вопрос о неизбежности старения и смерти и общебиоло­гическом характере процессов обновления, обеспечиваю­щих непрерывность жизни. Рассмотрим также закон це­лостности1 онтогенеза, или закон Дриша. Полиостью от-вергая витализм Дриша, мы по справедливости должны признать роль немецкого ученого в открытии этого за­кона. Постараемся дать ему материалистическое толко­вание, используя для этого современные представления о системно-регуляторных факторах развития организма. Одна из важных проблем индивидуального развития— проблема эволюции онтогенеза, или соотношения онто­генеза с филогенезом. Не касаясь существа этой проблемы, подчеркнем ее значение как важного связующего звена между различными разделами теоретической био­логии,

Комментариев нет:

Отправить комментарий