пятница, 3 августа 2012 г.

Закон ведущей роли труда в становлении и развитии человека, или второй закон Энгельса



1.  Эволюция обезьяноподобных   предков совре­менного человека привела к   возникновению   вида Homo sapiens — человек разумный. Ведущую роль в этом процессе играла трудовая деятельность до­исторических предков человека,    предпосылкой ко­торой был переход к прямохождению с освобожде­нием передних конечностей от функции передвиже­ния.
2.  Трудовая деятельность, которая началась с из­готовления орудий труда, привела к эволюционно­му преобразованию руки, возникновению членораз­дельной речи, развитию мозга и высшей нервной деятельности со второй сигнальной системой, дру­гим   морфофизиологическим  изменениям,   характе­ризующим облик и особенности строения современ­ного человека.  Все эти изменения происходили в условиях перехода предков человека от биологиче­ских форм совместного существования к социаль­ным.
3.  В ходе антропогенеза роль естественного от­бора постепенно уменьшалась, а роль труда и его общественного характера, роль сознания    и    речи возрастала. В итоге биологические закономерности эволюции предков современного    человека в кон­це концов были   замещены   закономерностями со­циальными, а природа человека обогатилась соци­альным содержанием, которое и определяет его об­щественную сущность.
4.  Способность к труду не    предопределена ге­нетически, а развивается на базе врожденных осо­бенностей в процессе обучения, выполнения трудо­вых  операций,   обмена   опытом    между   людьми. Труд — основа существования и развития челове­ческого общества и каждого человека.
В истории науки   об   антропогенезе   формированию 46
представлений о ведущей роли труда в становлении и развитии человека предшествовало обоснование концеп­ции животного происхождения человека. По своей сути эта концепция отвергает религиозную веру в сотворение человека богом и является естественным развитием тео­рии биологической эволюции. Ученые давно установили, что по своему строению, функциям и эмбриональному развитию человеческий организм во многом подобен ор­ганизму млекопитающих животных, особенно высших обезьян. Это дало основание еще Линнею при разработ­ке классификации животных включить в группу прима­тов вместе с обезьянами и полуобезьянами человека.
Сходство человека с животными, особенно с челове­кообразными обезьянами — шимпанзе, гориллой и оран­гутаном, — проявляется в строении скелета, внутрен­них органов, органов чувств. Человек и обезьяны сходны в выражении эмоций — радости, гнева, печали. Для обезьян характерны те же четыре группы крови, что и для человека, имеются общие инфекционные болезни и паразиты, весьма близки морфологические особенности хромосомного аппарата. О животном происхождении че­ловека свидетельствуют также рудиментарные органы, например, червеобразный отросток слепой кишки, а так­же случаи атавизма: чрезмерного развития волосяного покрова, образования хвоста, дополнительных сосков.
Вместе с тем человеческий организм качественно от­личается от организма обезьян, что выражается в про­порциях и особенностях скелета, связанных с прямохож-дением, в строении рук, стопы, в значительно меньшем развитии волосяного покрова и, наконец, — что особен­но важно — в развитии головного мозга и его полуша­рий, поверхность которых у человека примерно в 3,5 ра­за больше, чем у обезьян.
Жан Батист ламарк первым выдвинул идею о про­исхождении человека от обезьяноподобных предков. Он указал на значение перехода предков человека от дре­весного образа жизни к прямохождению, изменившему строение их тела. В формировании человека он прида­вал важное значение также развитию речи, считая, что ее появлению способствовал стадный образ жизни пред­ков человека.
Дарвин, развивая свое эволюционное учение, пришел к выводу, что человек — продукт и высшее звено эволюционного процесса. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин обосновал представле­ние о происхождении человека от обезьяноподобных предков, указав при этом на значение социальных фак­торов в антропогенезе. Особое внимание он уделял изу­чению сходства обезьян с человеком в выражении эмо­ций.
Значение социальных факторов антропогенеза глу­боко исследовано Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). В зтой работе показано, что трудовая деятельность, нача­лом которой стало изготовление орудий труда, была ве­дущим фактором формирования человека. Именно эта деятельность определила создание человеческого обще­ства, развитие сознания и членораздельной речи. Труд и названные здесь социальные факторы постепенно оттес­нили естественный отбор в человеческих популяциях. Они стали основными движущими силами эволюции че­ловека, определившими характер преобразований чело­веческого организма, включая его психическую деятель­ность со способностью к абстрактному мышлению.
Антропологические и археологические исследования подтвердили взгляды Дарвина о происхождении челове­ка от обезьяноподобных предков и теорию Энгельса о ведущей роли труда в процессе антропогенеза. Были об­наружены костные остатки предков человека — пите­кантропа, синантропа, гейдельбергского человека, неан­дертальца и других, а также первого из современных людей — кроманьонца, изображенного на обороте обложки в момент охоты. Вместе с костями найдены орудия труда, совершенствование которых прослежено на находках, относящихся к разным эпохам.
В широком философском плане ценность теории Эн­гельса состоит не только в выявлении движущих сил предыстории современного человека и человеческого об­щества, но и в том, что в ней утверждается идея взаимо­влияния труда и мышления, единства трудовой и интел­лектуальной деятельности. Эта идея имеет принципиаль­ное значение для осмысления и претворения в жизнь учения Вернадского о биосферной роли разумной дея­тельности человека. Именно это учение составляет осно­ву тех обобщений, которыми мы завершаем изложение законов теоретической биологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий