пятница, 3 августа 2012 г.

Закон глобальности жизни, или первый закон Вернадского



1.  Благодаря способности живых    форм к раз­множению и расселению жизнь на Земле распрост­ранена всюду, где есть условия для ее существова­ния. Органический мир образует тонкую планетар­ную оболочку биомассы живых организмов и среды их обитания — биосферу, обусловившую геологиче­скую историю земной  коры,  эволюцию    растений, животных, микроорганизмов,    появление и сущест­вование человека. Структура биосферы определяет­ся динамикой формирования и развития ее геобио­логических компонентов — биогеоценозов, природ­ных зон и ландшафтов,   биогеографических облас­тей, растительных формаций.
2.  Биосфера тесно   взаимодействует с атмосфе­рой, гидросферой и литосферой,   обусловливая    и\ эволюцию, обеспечивая перемещение и круговорот веществ и энергии на планете.
3.  Биологический круговорот веществ на Земле определяется взаимодействием растений, животных и микроорганизмов, глобальная роль которых обус­ловлена особенностями   их отношений с окружаю­щей средой.
4.  Зеленые растения обеспечивают наличие мо­лекулярного кислорода в атмосфере   Земли и вы­полняют космическую роль как аккумуляторы све­товой энергии Солнца, осуществляя первичный био­синтез органических веществ на Земле. Растения— исходное звено трофических    (пищевых)    цепей   и биоценозах.

5.  Биосферная роль животных, образующих на­ряду с другими биологическими компонентами эко­систем так называемые   экологические  пирамиды, связана главным образом с их участием в биогео­ценозах   в   качестве   промежуточных   и   высших звеньев пищевых цепей,   определяющих перемеще­ние веществ и энергии в биосфере. Твердые остат­ки ископаемых животных входят в состав осадоч­ных пород.
6.  Глобальная роль микроорганизмов   проявля­ется в таких процессах, как минерализация органи­ческих веществ, образование ряда горных    пород, почвообразование, а также в патогенном действии на другие организмы.
Понимание жизни как глобального явления можно считать одним из исходных моментов ее теоретического осмысления. Однако вскрытие конкретных проявлений жизни в глобальном масштабе, выяснение роли отдель­ных групп организмов в формировании природных зол и ландшафтов, в геологическом развитии земной коры, в перемещении и круговороте веществ на нашей плане­те потребовало проведения длительных и углубленных исследований. В ходе этих исследований возникли и по­лучили развитие представления о биоценозах и экосис­темах различного уровня. Была разработана широкая концепция биосферы как определяющего фактора гео­логической истории Земли. Эта концепция, выдвинутая Владимиром Ивановичем Вернадским (1863—1945), — основное ядро закона глобальности жизни.
В глобальном масштабе биомасса нашей планеты очень невелика, составляет лишь 1/6000000 массы зем­ного шара. Однако по масштабам своего воздействия биомасса одна из самых могущественных геохимичес­ких сил планеты. Формирование и стабилизация газо­вого состава атмосферы — результат жизни. Химичес­кий состав гидросферы в значительной степени также обусловлен процессами жизнедеятельности организмов. Почва — продукт жизнедеятельности и область наивыс­шей активности живого вещества. Осадочные породы Земли — это биогенные породы, создания живого ве­щества. Гранитная оболочка Земли образовалась за счег переплавления осадочных пород. По Вернадскому, гра­ниты — это «былые биосферы». Органический мир охва­тывает своим влиянием всю химию земной коры, определяя геохимическую историю почти всех элементов Пе­риодической таблицы Д. И. Менделеева.
При посредстве организмов осуществляется также преобразование на поверхности планеты энергии сол­нечной радиации и ее накопление в форме химической энергии различных органических веществ. Суммарная годовая продукция фотосинтеза па Земле составляет 42—46 млрд. т органического углерода. Фотосинтезирую-щие организмы — зеленые растения и некоторые бакте­рии — осуществляют превращение неорганических ве­ществ — С02, Н2О, соединений азота, фосфора, серы в органические вещества. Одновременно они вовлекают и биологический круговорот веществ многие другие эле­менты.
Группа зеленых растений по ее роли в биологическо-.i круговороте получила название продуцентов органиче­ского вещества. Группа консументов (потребителей) ор­ганического вещества представлена в основном живот­ными. Наконец, третья группа организмов (бактерии, актиномицеты, микроскопические грибы, другие микро­организмы) разрушает и минерализует органические ве­щества. Представителей этой группы называют редуцен­тами. Взаимодействие продуцентов, консументов и реду­центов определяет биологический, или биотический, кру­говорот веществ. В этом круговороте, во взаимодействии синтеза и деструкции органического вещества на Земле состоит одно из важнейших проявлений жизни.
Биосфера подразделяется на природные зоны, а те, в свою очередь, на природные ландшафты. В пределах одного природного ландшафта имеется множество био­геоценозов, научные представления о которых разрабо­тал В. Н. Сукачев. Каждый биогеоценоз связан с опреде­ленным участком земной поверхности. Компонентами биогеоценоза являются определенные материальные те­ла: живые и косные. К живым компонентам относятся конкретные популяции продуцентов, консументов и ре­дуцентов, а к косным — атмосфера, вода, горная поро­да, почва, вернее, ее неживая часть. Связь между компо­нентами биогеоценоза покоится на обмене веществ и энергии между ними. Биогеоценоз представляет собой противоречивое и динамичное единство входящих в него компонентов.
Помимо компонентов, выделяют факторы биогеоценозов: климат, рельеф, время. Они не вносят в биогеоце­ноз ни веществ, ни энергии, но оказывают на него раз­ностороннее влияние. Смена (сукцессия) биогеоценозов может происходить в результате их саморазвития и под действием внешних факторов. В соответствии с характе­ром этих факторов различают климатогенные, геомор-фогенные, зоогенные и фитогенные сукцессии.
Далеко не всякая смена биогеоценозов сопровожда­ется возникновением новых видов. Новые биогеоценозы могут формироваться за счет существующих видов. Од­нако процессы эволюции живых форм, коль скоро они происходят, определяются эволюцией биосферы и ее со­ставных геобиологических элементов. В свою очередь, структура биосферы и конкретный характер ее элемен­тов зависят от биологической эволюции живых форм, выражающейся в процессах видообразования. В тесном взаимодействии геобиологической и таксономической систем органического мира протекает эволюция жизни на Земле. Одним из факторов этой эволюции стал чело­век, в наше время взглянувший на биосферу из космоса (см. рис. 1 на обороте обложки). Вопрос о многоплано­вом воздействии человека на биосферу будет рассмотрен в разделе «Человек и жизнь планеты». Но прежде чем переходить к этой теме, нам надлежит рассмотреть ряд чисто биологических законов, среди которых, как уже отмечалось, центральное место занимают законы биоло­гической эволюции.
Биологическая   эволюция
теории биологической эволюции мож­но выделить 3 основных раздела: до­казательства эволюции, теорию эле­ментарных механизмов эволюции и учение о путях и направлениях эволю­ционного процесса. Основополагаю­щее значение для теории биологичес­кой эволюции имеет дарвинизм. Под этим названием в историю науки вошло учение Чарлза Дарвина (1809—1882) о происхождении видов путем ес­тественного отбора. Проблематика и основное содержа­ние дарвинизма нашли отражение в этом разделе в виде двух законов, в которых сделана попытка сформулировать самое важное из этого, что и как объяснил Дарвин в своем эволюционном учении.
Рассматриваемые здесь обобщения — закон Аристо­теля и закон Дарвина — представляют неразрывное единство, хотя первый из них восходит к античной нау­ке, а второй был открыт только в XIX в.

Комментариев нет:

Отправить комментарий